Гиперборея — в древнегреческой мифологии и на следующей ей традиции легендарная северная страна,
местообитание блаженного народа гипербореев. Название дословно обозначает «за Бореем», «за севером».
В страну гипербореев время от времени отправляется сам Аполлон на колеснице запряженной лебедями,
чтобы в урочное время летней жары возвратиться в Дельфы. Гипербореи наряду с эфиопами, феаками, лотофагами,
относятся к числу народов, близких к богам и любимых ими. Так же как их покровитель Аполлон, гипербореи
художественно одарены. Блаженная жизнь сопровождается у гипербореев песнями, танцами, музыкой и пирами; вечное
веселье и благоговейные молитвы характерны для этого народа — жрецов и слуг Аполлона.
Согласно Диодору Сицилийскому, гипербореи в гимнах непрестанно воспевают Аполлона, когда он является к ним через
каждые 19 лет. Даже смерть приходит к гипербореям как избавление от пресыщения жизнью, и они, испытав все
наслаждения, бросаются в море.Ряд легенд связан с приношением гипербореями первого урожая на Делос к Аполлону:
после того как девушки, посланные с дарами, не вернулись с Делоса (остались там или подверглись насилию),
Гипербореи стали оставлять дары на границе соседней страны, откуда их постепенно переносили другие народы,
вплоть до самого Делоса.Мудрецы и служители Аполлона Абарис и Аристей, обучавшие греков, считались выходцами из
страны гипербореев. Эти герои рассматриваются как ипостась Аполлона, так как они владели древними фетишистскими
символами бога (стрелой, вороном и лавром Аполлона с их чудодейственной силой), а также обучали и наделяли людей
новыми культурными ценностями (музыкой, философией, искусством создания поэм, гимнов, строительства Дельфийскогохрама).

Древнеримский ученый Плиний Старший в своей «Естественной истории» писал о гипербореях следующее:

За этими [Рипейскими] горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ (если можно этому верить),который называется
гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли
мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда солнце
не скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только
однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с
благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов
справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только
от пресыщения жизнью. Нельзя сомневаться в существовании этого народа.

Современные исследователи тем не менее сомневаются, указывая, что легенда о Гиперборее и гиперборейцах образовалась
из мифа об Аполлоне, а следовательно, можно говорить только о некоей воображаемой стране, "где все устроено лучше
и правильнее, чем у нас". Доказательная база строится следующим образом. Начать с того, что гиперборейцы - народ,
в котором наиболее ярко отражается сам Аполлон; народ, наиболее ему угодный ("жрецы" Аполлона, "слуги" Аполлона);
народ, среди которого он больше всего любит пребывать и в котором больше всего осуществляются все его предначертания.
Об этой гиперборейской жизни Пиндар пишет так: "В страну гиперборейцев ты не найдешь чудесного пути ни морем,
ни сушей. У них некогда пировал владыка народов Персей, придя в их жилища и столкнувшись с ними, когда они приносили
богу славные гекатомбы ослов. Больше всего радуется Аполлон их вечному веселью и благоговейным молитвам. Смеется он,
видя животных, свирепо встающих на дыбы. Также и муза не чуждается нравов этих народов. Ведь всюду там хороводы дев;
раздаются звуки лиры и пение флейты. Увенчавши кудри золотым лавром, радостно шествуют они. Ни болезни, ни
губительная старость не имеют власти над священным народом. Живут они без трудов и сражений, избежавши справедливейший
Немезиды. Дыша отважным сердцем, пришел некогда сын Данаи (путь указала Афина) в сонм этих блаженных людей".
На тот факт, что античная Гиперборея была, скорее, вымыслом и своеобразной утопией, указывает и наличие огромного
количества совершенно фантастических подробностей. Тимаген рассказывал, что в Гиперборее идет дождь медными каплями,
которые собираются и используются в качестве монет. Гекатей сообщает, что Луна в Гиперборее отстоит совсем на
небольшом расстоянии от земли и на ней даже заметны некоторые выступы земли; бог каждые девятнадцать лет приходит в
Гиперборею, во время своего появления он играет на кифаре и танцует все ночи подряд от весеннего равноденствия до
восхода Плеяд, радуясь собственным успехам.
Сатирик Лукиан добавляет к уже сложившейся картинке несколько потрясающих воображение:
"Я считал совершенно невозможным верить им, и, однако, как только впервые увидал летающего иностранца,
варвара - он называл себя гиперборейцем, - я поверил и оказался побежденным, хотя долго противодействовал. И что,
в самом деле, оставалось мне делать, когда на моих глазах днем человек носился при мне по воздуху, ступал по воде
и медленным шагом проходил сквозь огонь?
- "Ты видел это? - спросил я.
- Видел летающего и стоящего на воде гиперборейца?"
- "Еще бы, - ответил Клеодем, - гипербореец имел даже обычную кожаную обувь".
О мелочах, которые он показывал, говорить не стоит, - как он напускал любовные желания, призывал духов,
вызывал давно похороненных покойников, делал видимой даже Гекату и низводил с неба Луну".
Полеты гиперборейцев довольно часто встречаются в материалах, которые связывают с легендой о стране Аполлона.
Это позволило современным эзотерикам и уфологам сделать вывод, что народ Гипербореи как минимум обладал авиационными
технологиями. Почему-то эти товарищи не оставляют древним грекам (а особенно сатирику Лукиану!) права на вымысел
и забывают, что эллинская мифология прямо-таки кишит летающими существами, которые обходятся без всяких технологий.
Многочисленные попытки ученых локализовать Гиперборею на географической карте привели к тому, что стало ясно:
страна Аполлона вовсе не имела какого-нибудь определенного местоположения. Она мыслилась в самых разнообразных
местностях из известных тогда стран. И самим греческим писателям была отнюдь не чужда мысль о полной географической
неопределенности представления о гиперборейцах. Так, Страбон говорит, что греческие географы "называли гиперборейцами,
савроматами и аримаспами всех живших выше Эвксинского Понта, Истра и Адриатического моря". Гипербореей называли
и Македонию, и Италийские Альпы, и территорию "между Пиренеями и Альпами" (нынешняя Франция или ее север),
и так далее и тому подобное. Точку в мифической истории Гипербореи поставил советский профессор Александр Лосев.
В своем фундаментальном труде "Античная мифология в ее развитии" он показал, что само этимологическое толкование
греческого слова "гиперборейцы" как "живущие за Бореем" (то есть "живущие на севере"), скорее всего, ошибочно.
Он обращает внимание на то, что в календаре Крита имелся седьмой месяц "гипер-берет", а в календаре Македонии и
Пергама - последний месяц "гипер-беретей". Это летние или позднеосенние месяцы, связанные с жатвой и культом Аполлона.
С точки зрения македонского языка, "гипер-беретей" вполне тождественен с "гиперферей". А это последнее слово
близко к "перферей" - служитель Аполлона. Следовательно, "гиперборейцы" - не что иное, как служители Аполлона,
его жречество. Географическая неопределенность и невероятные подробности из жизни "северного народа" оставляют
широчайшее поле для безудержного фантазирования. Потому не приходится удивляться, когда люди, уверовавшие в идеи
палеофантастики, начинают сооружать собственные (и довольно громоздкие) конструкции на основании тех крупиц знания,
которые остались нам в наследство от античных авторов с их мифологизированным сознанием. Возрождение легенды о
Гиперборее пришлось на XIX век. Французский астроном Байи (он был мэром Парижа, а затем его казнили на гильотине
во времена революции) полагал, что перед ледниковым периодом Шпицберген населяли могущественные атланты, согнанные
со своей земли наступившими холодами. Блаватская называет Гипербореей доисторическую страну, "которая простерла
свои мысы в южном и западном направлении от Северного полюса, чтобы принять Вторую Расу, и вмещала все, что
известно сейчас как Северная Азия". В отличие от античных авторов, Блаватская не считала Гиперборею страной мечты.
Вторая коренная раса была уничтожена своими порождениями - Вторым человечеством, "составленным из самых
разнообразных гигантских получеловеческих чудовищ". Поздний классик эзотерической мысли Рене Генон в своей
знаменитой книге "Король Мира" пишет о Гиперборее следующее:
"Речь всегда идет об одном регионе, который, подобно земному раю, стал недоступен обычным людям и который расположен
в месте, недостижимом для катаклизмов, сотрясающих человеческий мир в конце некоторых циклических периодов.
Это настоящая "страна на краю света"; впрочем, некоторые ведические и авестийские тексты говорят о том, что ее
положение было попросту полярным, даже в буквальном смысле слова, и, как бы ни определялось ее местоположение в
течение разных фаз истории земного человечества, она всегда оставалась полярной и в символическом смысле, поскольку
в сущности представляет собой неподвижную ось, вокруг которой совершались вращения всех вещей"

_Калючий_
Мини-чат
 
200
Статистика
Наш опрос
Вы всегда держите в рюкзаке свиток "Лицензия помощи клана"?
Всего ответов: 186